Общественный правозащитный Центр Бориса Дульнева

Безопасность Арктики и россии

 Природа, хозяйственная деятельность, население

Общественный правозащитный Центр Бориса Дульнева

Навигация

Система управления

 

         фото картинка

              

           

              Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер 

              Яндекс.Погода

              Добро пожаловать в ЧУМотеку!

              

 

              

          

               

              


              

         

              

             

«Перспективы развития производства в АЗРФ в современных геополитических условиях. Меры поддержки и стимулирования бизнеса для развития отечественного производства в АЗРФ на примере Ненецкого АО»

08.11.2022. Безопасность Арктики и России.фото картинка

Борис Дульнев, член Общественного Экспертного совета ПОРА. Полный текст выступления на заседании ЭС ПОРА 08.11.2022 на тему:

«Перспективы развития производства в АЗРФ в современных геополитических условиях. Меры поддержки и стимулирования бизнеса для развития отечественного производства в АЗРФ на примере Ненецкого АО»

В рамках Экспертного совета предлагается обсудить следующие вопросы:

- Достаточно ли существующих мер поддержки для развития собственного производства?

- Насколько эффективна деятельность федеральных и региональных институтов развития по организации производства в регионах АЗРФ?

- Какие производства необходимо развивать?

- Что необходимо дополнительно для развития собственного производства?

- Как заинтересовать местное сообщество в эффективном взаимодействии с производственным бизнесом?

 

Формат поставленных для обсуждения вопросов обозначен, по моему мнению, достаточно широко и не совсем определенно. Так как регионы АЗРФ сильно отличаются друг от друга и численностью населения, и разным потенциалом развития традиционных производственных видов деятельности, и совершенно разной спецификой и масштабами иной (не традиционной) производственной деятельности.

Ранее в своих выступлениях в отношении Ненецкого округа я неоднократно заострял внимание на производственной и экономической специфике округа.

Специфика выражается в следующем:

- малая численность местного (старожильческого) населения, включая КМНС (43 тыс и 7-8 тыс человек соответственно);

- экстремальные природно-климатические условия;

- низкая плотность населения;

- неразвитость транспортно-логистической, энергетической, телекоммуникационной (связь, Интернет) инфраструктуры;

- большая доля вахтовой рабочей силы, используемой недропользователями, относительно используемой доли местного населения (от 4 до 6 %);

- огромный разрыв в масштабах производства и перечисляемой доли доходной части бюджета между недропользователями, добывающими и транспортирующими углеводороды, и традиционными местными производителями.

В силу указанных обстоятельств в Ненецком округе производство представлено либо крупными и сверхкрупными компаниями недропользователей, либо преимущественно предприятиями малого бизнеса и ИП, которым можно отнести и большую часть СРО КМНС. В округе практически отсутствует средний бизнес.

Поэтому, исходя из буквального понимания текста первого вопроса для обсуждения «о мерах поддержки  для развития собственного производства», полагаю, что речь идёт именно о малом и среднем бизнесе. В сегодняшнем обсуждении заявлена Тихомирова Ирина Викторовна, ген.директор Центра развития НАО. Думаю, что в этой части она сделает анализ лучше меня, так как это именно её епархия.

Я же позволю себе остановиться на общем анализе влияния современных геополитических реалий на реализацию некоторых мега-проектов, которые либо уже реализуются в НАО, либо решения по запуску которых уже согласованы на федеральном и межрегиональном уровне.

Метанол

ООО "Русхим" реализует в Ненецком автономном округе проект создания вертикально-интегрированного газохимического комплекса (ГХК) по производству метанола на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений (ГКМ). Активная фаза реализации проекта началась год назад. Инвестор принял решение о строительстве ГХК недалеко от пос. Красное в районе Василково в непосредственной близости от реки Печора. В комплексе с ГХК планируется строительство морского терминала для обеспечения строительства комплекса на первом этапе, и отгрузке на ледостойкие танкеры-химовозы готового метанола. В округе регулярно проводятся общественные обсуждения отдельных проектов, разных этапов создания всего комплекса в целом.

Прежде всего хочу отметить конструктивную совместную работу ООО «Русхим», имеющего свое представительство в округе, и руководства Заполярного района, которым удалось организовать эффективное взаимодействие, по очному и дистанционному информированию населения и его активному привлечению к общественным обсуждениям отдельных проектов в рамках реализации общего проекта. Благодаря предоставленной Русхимом, его подрядчиками и Заполярным районом возможности участия в обсуждениях в режиме он-лайн конференций я неоднократно принимал в этих мероприятиях личное участие.

В силу нормально организованного обсуждения и коммуникации на первом этапе удалось согласовать вопросы, затрагивающие КМНС-ненцев, в части пастбищ и путей кочевок которых попали в зону реализации проекта. В дальнейшем благодаря этим же подходам  удалось снять большую часть вопросов и тревог у жителей НАО, местных и независимых экспертов и гражданских активистов. Для мирного времени такое развитие проекта можно назвать правильным, что предвещало нормальную плановую реализацию проекта в будущем.

С началом Специальной военной операции (СВО) на Украине 24 февраля 2022 года и активным втягиванием в этот конфликт стран коллективного Запада на стороне режима Зеленского, на реализацию проекта резко усилилось влияние внешних геополитических факторов. В первую очередь санкции и массовый уход из России инвесторов и производителей высокотехнологичного оборудования.

После первой волны санкций применительно к проекту ГХК в НАО, первые опасения были вызваны возможностью сохранения гарантий финансирования проекта российскими инвесторами и исполнением обязательств по поставкам и монтажу оборудования по производству метанола. С учётом высокой степени готовности российской финансовой и банковской системы к санкциям, роста профицита бюджета, инвесторы проекта подтвердили свои гарантии по финансированию. Руководство разных стран Запада заняло своеобразную позицию в отношении требований к своим корпорациям по обязательному уходу из России. Как в свое время заверило руководство Русхима, французские партнёры подтвердили свои обязательства. Но Русхимом были проработаны и варианты  поставщиков оборудования из  неангажированных политически по отношению к РФ стран (Китай – основной производитель метанола и оборудования по его производству в мире, Южная Корея). Поэтому будем считать, что план «Б» у Русхима, в случае чего, есть.

И хотя метанол напрямую не попал под санкции, уровень его потребления в Западной Европе резко упал вместе с ценами. Причины очевидны: деиндустриализация Европы из-за высоких цен на энерго ресурсы, проблемы логистики, завязанные на порты Финляндии и низкую пропускную способность Российских портов для отгрузки метанола на Балтике и в зоне АЗРФ. В  силу этого производители метанола в европейской части России, как отметили Инфотэк и Коммерсантъ, вынуждены были сократить производство и реализовать метанол по низким ценам, прежде всего, в Китай и в страны ЮВА, из-за высоких транспортных расходов его доставки по суше и СМП. Коммерсантъ, со ссылкой на своих экспертов даже предположил, что «в перспективе есть все предпосылки для их роста (цен на метанол в Европе – прим. Б.Д), но планы по строительству новых заводов в России, скорее всего, будут отменены». Понятно, что такая «угроза» обозначена в первую очередь в отношении проекта ГХК по производству метанола в НАО.

Полагаю, что такой алармистский вывод Коммерсанта сделан на основе однобокого анализа прогнозов потребления метанола Европой, но без обстоятельного учета предстоящих потребностей в метаноле в самой России и её европейской части, прежде всего. И скорректированных в связи с санкциями планов по развитию транспортно-логистической сети как в АЗРФ, так ив ЯНАО.

В большей степени метанол востребован не как конечный, а как промежуточный продукт, использующийся для производства продукции более высокого передела, который условно можно разделить на три ключевых сегмента:

- химическое направление, где метанол используется для получения целого ряда важных химических соединений, таких как формальдегид, уксусная кислота, изопрен и пр., а также как сырье для процесса MTO (олефины из метанола), c помощью которого получают этилен и пропилен – базовые продукты для синтеза полимеров;

- топливное направление, где метанол применяется для получения оксигенатов (МТБЭ, ТАМЭ), диметилового эфира (использующегося в некоторых странах как альтернатива дизельному топливу), а также непосредственно в качестве добавки к бензинам или как чистое топливо;

- прочее потребление, в том числе использование метанола в газовой промышленности в качестве агента, препятствующего гидратообразованию при транспортировке природного газа по трубопроводной системе.

При этом именно производство формальдегида, используемого для получения различных смол, которые в свою очередь применяются во многих отраслях промышленности (от строительной до мебельной в виде ДСП, МДФ, OSB-плит и пр.), составляет наибольшую долю потребления в мире и в России. Активный рост потребления метанола в процессе МТО идет в Китае, что уже существенно меняет его структуру потребления в мире.

Все направления по потреблению метанола имеют совершенно адекватные перспективы роста. Руководство ЕС и стран членов, не отказалось от реализации своих безумных планов по «зелёной трансформации» экономики. Прежде всего энергетики, чтобы уменьшить в будущем свою энергозависимость от России. А метанол - это перспективное экологически одно из самых чистых, относительно недорогих  видов экологичного топлива. Особенно в сфере судоходства.

В отношении Китая можно однозначно утверждать, что его экономика выходит из периода ковидной стагнации и уже начинает свой рост. Поэтому потребности в метаноле будут быстро нарастать. Тем более у китайских товарищей нет никаких ограничений в возможностях подзаработать на перепродаже метанола, приобретаемого у нас по пониженным ценам, так же, как сейчас они зарабатывают на перепродаже СПГ Европе, пока не нужного в полных объемах для китайской экономики.

В отношении внутрироссийского потребления метанола. Перенастройка нашей экономики продолжается. Руководство РФ также не отменило планов по декарбонизации нашей экономики и развитию экологичного судоходства, особенно в АЗРФ с использованием метанола в качестве судового топлива для Арктики. Эти программы уже запущены.

Напомню, что с 01 января 2022 года законодательно запрещен вывоз из России необработанного леса-кругляка. А для производства конечной продукции деревообработки как для внутреннего, так и для внешнего рынка, как указано выше нужны и формальдегид, и уксусная кислота. Последняя используется еще при производстве пластиков, красок, клеев, растворителей, лекарственных веществ. Она используется в пищевой промышленности. Поэтому метанол будет крайне востребован в качестве одного из важнейших технологических компонентов при «импортозамещении» нашей экономики.

Я уже не раз писал о том, что планы развития лесопромышленного комплекса и лесопереработки включены и в региональный раздел Стратегии развития АЗРФ-2035 в соседней Республике Коми. У соседей в Архангельской области такие планы тоже имеются, так же, как и в Карелии. Осмелюсь предположить, что после зимовки этого года и нескольких последующих лет, Европа успешно изведёт с трудом восстановленные собственные леса на дрова и тоже вынуждена будет прямо или «криво» приобретать конечную российскую продукцию лесопереработки.

С ранее заявленными сроками выхода ГХК по производству метанола в НАО к 2027 году с поправками на СВО и санкции совершенно неразумно и экономически глупо «отменять» планы по строительству метанольного производства и в России. И особенно в Ненецком округе, из которого метанол спокойно можно вывозить морем и в Архангельскую область, и в Карелию, и по Печоре в Коми. А также по СМП в Китай и страны ЮВА. Да и в саму Европу, если она одумается. Учитывая последние подтверждённые в СМИ планы по строительству порта в районе Индиги и ж/д Сосногорск (Коми) – Индига (НАО), к моменту запуска ГХК в НАО на полную мощность появятся и другие возможности как отгрузки метанола по СМП и на Восток, и на Запад, так и его вывоза по суше и Печоре к этому морскому маршруту товарной продукции деревообработки, произведённой с использованием этого метанола в Коми и других субъектах СЗФО. Остаётся надеяться, что этим перспективам роста поставок метанола и продукции, произведённой с его использованием, на внешние рынки не помешают геополитические проблемы между Китаем и США из-за Тайваня.

Теперь о перспективах роста внутреннего потребления метанола в России. Не надо быть крупным экспертом в экономической сфере, чтобы предположить необходимость в ближайшие месяцы и годы наращивания производства метанола для увеличения производства продукции деревообработки, строительных и противопожарных материалов. Прежде всего,  в европейской части страны из-за необходимости восстановления разрушенной химической и машиностроительной промышленности, гражданской и социальной инфраструктуры в четырёх новых субъектах России: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожских областях. А также, что наиболее вероятно, и на других территориях, которые войдут через какое-то время в состав России в результате СВО.

Не могу не отметить один положительный факт. В своем ТГ-канала «Депутат Арктика» зам.пред. СД НАО Матвей Чупров недавно сообщил о принятии окружным Собранием изменений в два окружных закона. По инициативе губернатора НАО сняты административные барьеры по предоставлению права пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых для строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта. Несомненно, это поддержка проекта строительства железной дороги Сосногорск – Индига. Также была установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций для резидентов Арктической зоны РФ. Из имеющихся сегодня проектов под льготу попадает проект развития газоперерабатывающего комплекса в Ненецком автономном округе компании Русхим. Что, по мнению депутата, дает инвесторам дополнительные стимулы вкладываться в НАО, повысив конкурентно способность округа по отношению к соседям по АЗРФ.

Логистика

Замаячил «свет в конце туннеля» с завершением строительства федеральной автомобильной трассы «Нарьян-Мар – Усинск», которая, наконец, соединит круглогодичной трассой с твердым покрытием НАО с Большой Землей. Единственное, что хочу отметить, так это имеющие место быть судебные тяжбы между СПК «Ижемский оленевод» и Администрацией округа в лице КУ НА «Централизованный стройзаказчик» за  прокладку трассы по землям оленеводов без надлежащего согласования с ними. И не прикрытое давление со стороны Администрации округа на оленеводов доверия к окружной власти не увеличивает и эффективность ее деятельности сводит местами на «нет».

Не буду подробно останавливаться на двух мега-проектах: строительство «Порта Индига» и ж/д Сосногорск – Индига. Лишь повторю сказанное выше. Проекты согласованы на высшем уровне (Президент и Правительство). Инвесторы определены. Начинаются проектные работы и согласительные процедуры. Руководство округа проявляет в обоих проектах, практически связанных, как две стороны одной монеты, активное и заинтересованное участие.

С точки зрения геополитики и стратегических интересов России в Арктике и диверсификации логистической транспортной структуры (и ж/д, и морской), значимость этих проектов только возрастает. И их реализация пойдет ударными темпами. Реальная перспектива скорого вступления Швеции и Финляндии в НАТО может превратить Балтику во внутреннее море НАТО и поставить под реальную угрозу наши морские коммуникации в этом море. По этой же причине России необходимо усиление присутствия в Арктике, так как она остается единственной страной, членом Арктического совета, не состоящим в этом анти-российском блоке, взявшем курс на обострение военного противостояния в этой части света.

Позволю себе небольшую фантазию. Возможно, что у инвесторов проектов ГХК и порта Индига появится интерес к корректировке проекта порта в части создания там специализированной базы перевалки метанола и с химовозов Русхима и из ж/д цистерн с других заводов по производству метанола в европейской части России. Первоначально перевалку метанола из НАО на морские химовозы для последующей транспортировки в Европу и Китай предполагалось делать в Мурманске, или в Тромсё (Норвегия). Тогда Россия обзавелась бы вторым специализированным портом по перевалке метанола (сейчас такой порт в Находке, и тот задействован не на метанол).

Добавлю ложку дегтя в эту медовую благость. По моей информации, Русхим уже начинает активные работы по созданию производственных площадок. Подготовлены перечни вакансий, востребованных на этом и следующих этапах профессий, на которые могут претендовать местные жители, о чём неустанно твердят и руководители, и жители НАО. Но мне совершенно непонятно, почему на последнем заседании Общественного совета по Кумже и ГХК, основной темой которого как раз и стало обсуждение участия местного населения в начавшихся работах, не было представителей Управления образования НАО, Центра занятости округа, средних специальных и профессиональных учебных заведений, структур поддержки малого бизнеса.

Начинать верстать планы подготовки специалистов надо уже было несколько месяцев назад. Сейчас, когда уже понятны и специальности, и количество, требуемое при реализации проектов работников, профильным структурам округа срочно нужно провести ревизию местных кадров по специальностям и наличному количеству, разработать планы подготовки недостающих специалистов, предпринять оргмеры по формированию госзаказа на подготовку специалистов местными профессионально-образовательными учреждениями. Это обязанность и полномочия региональной власти! И не надо пытаться перекладывать эту работу на Русхим и других инвесторов и исполнителей проектов. Время уже «военное», и оно не ждёт! Надеюсь, что это будет исправлено, и при реализации проектов порта и ж/д эти вопросы уже будут отработаны на проекте Русхима.

Пожелание к инвесторам проектов порта и ж/д выстроить коммуникацию и взаимодействие с КМНС и жителями на том же, уровне, что и Русхим.

Из других пожеланий к руководству НАО:

Определиться со стратегией цифровизации и развития IT-сферы округа. В первую очередь понять, как использовать возможности ВОЛС «Полярный экспресс», которая уже дошла от Териберки до Амдермы, в которой принята в эксплуатацию береговая станция. Заняться развитием энергетики округа, в том числе альтернативной (ветровой, как в Амдерме) и распределенной для н.п. округа.

 

#метанол#Ненецкий#НАО#санкции#проблемы